В статье рассмотрены вопросы использования технологии
веб-портфолио студента для представления результатов деятельности студента
работодателям, для мониторинга трудоустройства выпусков.Рассмотрены инструменты и сервисы информационно-образовательной сети 4portfolio.ru.
Авторы:
А.М.
Гостин, директор Центра новых
информационных технологий,
С.В.Панюкова,
профессор кафедры дистанционных образовательных технологий,
Рязанский государственный радиотехнический
университет
Ключевые слова: карьерное портфолио, веб-портфолио,
социальные сети, самопредставление.
В последнее
время в Российских университетах большое внимание уделяется вопросам
трудоустройства выпускников, повышению их конкурентоспособности
и востребованности на
рынке труда. Одним из негативных факторов, влияющих на уменьшение количества выпускников,
трудоустроившихся по специальности, является недостаточная информированность
работодателей [2].
Следовательно,
необходимо обеспечить доступ работодателей к резюме, а еще лучше к портфолио
студентов. В связи с этим очень важно понять что должно быть отражено в
портфолио студента и как разместить эту информацию, чтобы она была доступна
работодателю.
Если вопросы
структуры и содержания карьерного портфолио студента уже раскрыты в ряде
публикаций[1], то вопрос доступности этой
информации для вузов и работодателей остается пока открытым. Каждый вуз решает
эту проблему самостоятельно, размещая на собственном сайте информацию о
студентах. В данном случае кадровые агентства и отделы по работе с персоналом
вынуждены искать работников на этих сайтах, что не всегда удобно. Есть и еще
одна проблема, которая не решается таким образом. Это проблема сбора вузом информации
о трудоустройстве и карьерном росте выпускников. После окончания учебного
заведения резюме или портфолио студента на сайте вуза, как правило, уже не
обновляется. Мониторинг их профессиональной деятельности обычно превращается
для руководителей вузов в серьезную проблему.
В связи с
этим очень важно разместить портфолио студента таким образом, чтобы оно было доступно
в течение нескольких лет не только выпускнику, но и работодателю и даже вузу. Само
собой разумеется, что все три стороны должны быть заинтересованы не только в
размещении, но и в регулярном обновлении информации об успехах, достижениях,
карьерном и личностном росте молодого специалиста.
Анализ
современных сайтов для поиска работы показал, что они могут быть с успехом
использованы студентами и кадровыми агентствами, но не позволяют
специализированным службам в вузах отслеживать карьеру выпускников. Сложно
сделать это и с помощью сообществ выпускников в известных социальных сетях,
типа fаcebook, одноклассники или вконтакте. Не все выпускники регистрируются в этих
сетях и сообщают о себе подробную информацию. Наконец, что особенно важно
отметить, информация о студенте, его портфолио в социальных сетях или на
специализированных сайтах представляется в очень усеченном виде.
Решение этой
задачи предполагает использование специализированной платформы для ведения
непрерывного портфолио молодого специалиста, доступного и вузу и работодателю.
Основным требованием к подобной платформе становится возможность ее
использования сразу тремя сторонами: выпускником, вузом, работодателем.
Выпускник ведет карьерное портфолио и получает инструменты для
самопредставления и профессионального роста, вуз собирает информацию о трудоустройстве
выпускника, кадровые агентства обеспечены доступом к актуальной информации о
молодом специалисте.
В
отечественной и зарубежной образовательной практике для этих целей используются
специализированные социальные сети, предназначенные для ведения непрерывного
портфолио, веб-портфолио (webfolio).
Веб-портфолио – это интернет-базированный ресурс, который
демонстрирует успехи и достижения владельца с помощью интернет-технологий и обеспечивает доступ к
ним всем заинтересованным лицам вне
зависимости от места работы или учебы.
Технология веб-портфолио может быть использована для самых разных целей, в том числе, для профессионального развития и успешного
трудоустройства. В зарубежной системе образования технология портфолио,
реализованного на базе Веб 2.0 используется не только для систематизации
документальных подтверждений успехов и достижений в различных областях
человеческой деятельности, но и для электронной аутентификации личности и
подтверждения профессиональных компетенций. Наиболее часто для этих целей
используются социальные сети, созданные на базе специальной платформы для
ведения веб-портфолио Mahara (http://www.mahara.org) [4], [1]. Некоторые
отечественные вузы самостоятельно
разрабатывают собственные платформы или адаптируют (локализуют) зарубежные [5].
Особенно
широкое распространение среди отечественных педагогов получили
специализированные сайты для создания и ведения портфолио. Среди них наиболее
известны:
portfolio-edu.ru — проект
«Портфолио учителей» министерства образования Пермского края.
netfolio.ru
—
коммерческий проект для систематизации результатов профессиональной
деятельности преподавателей.
portfolios.ru
—
конструктор сайтов типа «портфолио» для фотографов и дизайнеров.
Сайты
www.uchmet.ru, www.proshkolu.ru, nsportal.ru и другие, активно
использующиеся в российском педагогическом сообществе и претендующие на
поддержку базовых функций электронного портфолио. Сайты имеют встроенный
редактор для информационных шаблонов, инструменты для написания личных
сообщений, ведения блогов, вставки изображений, базовые средства коммуникации с
поддержкой элементов социальных сетей. Основной недостаток – открытость большей
части информации. Эти сайты не предназначены для ведения портфолио обучаемых,
профессионального портфолио (кроме педагогов) и использования в учебном
процессе.
Новой, всероссийской площадкой
для создания электронного портфолио учащихся и педагогов стала социальная сеть 4portfolio.ru. Веб-портфолио
пользователя этой сети включает в себя три раздела: сайт-портфолио, закрытое от
посторонних персональное информационное пространство в «облаках» и социальную сеть. Актуальность
создания и ведения веб-портфолио определяется уникальностью функционала
специализированной социальной сети для следующих целей: представления учениками
и педагогами своих достижений, создания и хранения в цифровом формате
полученных дипломов и сертификатов, грамот, отзывов об уровне компетенций,
уровне выполненных рефератов, докладов, исследовательских проектов; для
организации информационной деятельности и информационного взаимодействия
пользователей сети, ведения ими блогов, обсуждения актуальных вопросов на
форумах.
Создание
портфолио – интересный и творческий процесс, позволяющий студенту собрать в
одном месте результаты, достигнутые за время обучения в разнообразных видах
деятельности (учебной, творческой, общественной), систематизировать их и
представить в выгодном свете, продемонстрировать умение мыслить, творить и
действовать самостоятельно, решать нетрадиционные задачи [3]. Социальная сеть для ведения портфолио 4portfolio.ru
представляет пользователям инструментарий для ведения блогов, написания
комментариев, обмена мнениями, участия в
форумах, создания сообществ, дистанционного общения педагогов, обучаемых и их
родителей.
Основная цель создания портфолио
обучаемого – сбор и наглядное, красочное представление основных достижений в
процессе обучения. Рекомендуется вести портфолио своих
успехов и достижений с первых дней учебы в вузе. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений человека в определенный период его деятельности. Есть
возможность размещения на страничках фото выполненных студентом работ и личного
видео-резюме. В ходе заполнения портфолио следует учитывать требования работодателя
к личностным качествам работника. Например: коммуникабельность, общительность,
умение работать в команде.
Грамотно заполненный портфолио станет одним из важных
способов привлечения внимания работодателей к персоне выпускника. Именно это портфолио можно
представить не только друзьям, педагогам, родственникам и работодателю, но и на
ярмарках вакансий, карьерных форумах.
Принимая во внимание инструментарий социальной сети 4portfolio.ru, перечислим возможности ее использования в учебном процессе. Технология
веб-портфолио раздвигает временные и территориальные рамки вуза, позволяет
приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом,
повышают мотивацию и степень вовлеченности всех участников в образовательный
процесс, делают учебный процесс эффективней, интересней, ярче и доступней.
Постоянное взаимодействие обучаемых и педагогов
в сети в удобное для них время делает процесс обучения не зависящим от времени и места
нахождения студента и преподавателя. Сеть может быть использована в
дистанционном обучении. Представленный студентом контент поможет педагогу лучше
узнать студента, оценить уровень его подготовки, образовательные достижения,
достижения в науке и общественной жизни, построить индивидуальную траекторию обучения. Полученные в ходе такого обучения результаты
становятся частью портфолио студента.
Вступление в сетевые сообщества можно
использовать для работы над совместными проектами со студентами из других
городов и стран. Каждый участник проекта может представлять, дополнять и обсуждать
собранные материалы со своими друзьями и коллегами из разных городов и стран.
Удобно создавать совместный контент
в ходе работы (отчет, справочные и
прочие материалы). Можно представлять для просмотра, комментариев и оценки рефераты,
доклады, контрольные работы, эссе в виде страничек сайта. На страничках сайта
просто и быстро пользователи размещают текст, фото, видео,
аудио-материалы, html - странички, различные файлы, которые доступны для скачивания другим
пользователям. Созданные странички портфолио всегда закрыты от посторонних, но
при желании автора они могут быть открыты любому пользователю или группе
пользователей (членам сообщества, студентам группы, всем студентам вуза).
Работодатель, просматривая странички портфолио сможет ознакомиться с разными
аспектами деятельности студента.
Следует обратить внимание на еще
одну необычную возможность сети: выделение специально для конкретного вуза мини
социальной сети. В этом случае в вуз передаются
права администрирования собственного информационного пространства,
модерирования сообщений, создания сообществ, анализа открытой пользователями
для внешнего просмотра информации. Преподаватели и студенты получают
возможность быстрого обмена сообщениями, участия в форумах, создания во внутреннем
пространстве сети сообществ групп и факультетов, создания совместных страничек
сайта или сообщества, размещения для строго определенного круга лиц файлов для
скачивания (например вопросов к семинарскому занятию). Администратор вуза имеет возможность
зарегистрировать всех студентов в добровольно-принудительном порядке. Вуз
получает возможность поддерживать общение с выпускниками, рассылать им
сообщения, собирать и анализировать информацию
о профессиональном росте и трудоустройстве студентов. Подобный инструментарий
обеспечивает специализированные службы вуза ценными материалами о карьерном
росте выпускников.
Принимая во
внимание выделенные выше особенности создания и ведения студентами
веб-портфолио, можно отметить, что данная технология может быть полезна сразу
трем сторонам: студентам, работодателям и вузам. Наличие основных
инструментов социальной сети для ведения веб-портфолио позволяет рассматривать
данную технологию в качестве перспективной и востребованной в отечественной
системе высшего образования.
1.
Гостин А.М., Панюкова С. В., Самохина Н.В., Сапрыкин
А.Н. Инструментарий Веб 2.0 для создания и ведения
портфолио. //
Информатика и образование, Изд-во «Образование и информатика», -
М.: 2013. № 10.
2.
Гуртов В.А., Питухин Е.А., М.Ю.
Насадкин
Эффективность деятельности вузов с позиций трудоустройства выпускников //
Высшее образование в России. – М.: 2013. № 10. С. 19-27.
3.
Кныш И.А., Переверзев В.Ю., Прудков С.А. Портфолио студента образовательного учреждения СПО: Методические
рекомендации по структуре, технологии организации и оценке (рейтингованию)
«портфеля достижений студента». - М.: Е-Медиа, 2007. - с.48
4.
Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Разработка е-портфолио студента
средствами веб-приложения Mahara//
Информатика и образование, Изд-во «Образование и информатика», -
М.: 2013. № 5.
5.
Федорова
М.А. Портфолио научно-исследовательской деятельности студента. // Высшее образование в России.
– М.: 2013. № 8-9, 2013 с. 158-160.
[1] Разработка
организационно-методического обеспечения ведения электронного портфолио
студента и преподавателя в социальных сетях поддержана грантом РГНФ №
01201454301
Комментарии
Отправить комментарий